Статья: Ученическое самоуправление – одно из основных направлений воспитательной работы в колледже ГБПОУ КГТиТ №41 27.12.19

Интерес к этой форме работы с учащимися возник еще в 16 веке, а в России - на рубеже 19-20 веков...

В 1906 году в Российской империи появилось общество культурных людей «Сетлемент», в основе деятельности которого лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможности для своего всестороннего развития. В советский период вопрос о школьном самоуправлении поднимала Н.К.Крупская. Ее слова звучат актуально и сегодня: «Школьное самоуправление должно охватывать всех школьников. А не только работу выборных комиссий». Вершиной школьного самоуправления периода 20-30 годов двадцатого века, конечно, считалась коммуна А.С.Макаренко. В 1933 году в школах СССР появился Школьный совет, имеющий совещательные функции и позволяющий учащимся обсуждать школьные проблемы. В 1993 году в новом Законе РФ «Об образовании» была отражена идея демократизации школы и необходимости отразить в Уставе образовательной организации форму детского самоуправления.

В наши дни школьное самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Российское общество развивается в условиях демократии почти три десятилетия, в стране выросло поколение, осознавшее, что демократия – это не вседозволенность, а система управления государством, основанная на принципах народной власти. Жить в демократическом обществе - значит жить в логике потребностей современного общества, быть активным членом социума, уметь проявлять свою гражданскую позицию, аргументированно отстаивать свои убеждения, брать на себя ответственность, проявлять лидерские качества…

Ученическое самоуправление в ГБПОУ КГТиТ №41 школьном отделении Переделкино появилось с момента основания школы в 2002 году и продолжает совершенствоваться до дня сегодняшнего.

На данный момент оно имеет трехуровневую структуру.

Первый уровень – это классное самоуправление, на котором активность проявляет актив класса. Он организует общественную жизнь в классе и управляет ею. Главное действующее лицо – староста. Совет старост – высший орган этого уровня, который позволяет обнаружить общие проблемы и точки совпадения.

Второй уровень – орган школьного управления – Команда или первоначальное название - Школьная Дума. Этот орган является общешкольным, и в него входят представители классов, которых в ходе голосования избрали все учащиеся школы, достигшие избирательного возраста. Члены Команды, их 9 человек, возглавляют основные секторы работы: учебный, организация отдыха и развлечений, физкультура и спорт, благотворительность и волонтерство, пресс-центр, экологический, культурно-эстетический, вожатский.

Третий уровень – Совет школы. Это высший орган самоуправления, имеющий полномочия отменять решения Совета старост, выражать недоверие Команде и объявлять импичмент Президенту Детской школьной организации самоуправления. Этот орган имеет совещательную функцию и сотрудничает с Педагогическим Советом и Советом родительской общественности. В Совет школы входит представитель Управляющего Совета колледжа. Президент детской организации школьного самоуправления, избираемый учащимися школы сроком на один год, осуществляет координирующие функции, обеспечивающие самостоятельность каждого уровня ученического самоуправления. 20 декабря 2019 года был избран новый Президент ДШО, инаугурация которого пройдет 10 января 2020 года.

Самым «молодым» направлением в работе школьного самоуправления является волонтерское движение, хотя благотворительная деятельность как направление существует с 2005 года. Активное включение в волонтерство совпало с началом сотрудничества с городской организацией Мосволонтер.

В подразделении Переделкино было создано два отряда волонтеров: младший и старший. В младшем – учащиеся восьмых и девятых классов, в старшем – учащиеся десятого класса. Ребята получили волонтерские книжки и приобрели официальный статус московского волонтера. Это позволило им поучаствовать в городском конкурсе «Доброволец Москвы», в конкурсном проекте отразить свою работу за предшествующий год и занять третье место в Москве. Представители команды «Добротворцы» были направлены как победители на международный форум добровольцев в центр волонтерского движения в Сочи, где и произошло награждение команды и вручение сертификата, позволяющего нашей волонтерской команде принять участие в организации и проведении крупномасштабного городского мероприятия. Ребята уже приобрели богатый опыт участия в международных, всероссийских и городских мероприятиях и акциях. Они поучаствовали в таких мероприятиях, как Международная научно-технологическая конференция в Сколково, ХХVII Международном фестивале «Зодчество», Параде на Красной площади 7 ноября, на Всероссийском форуме «Образование, сообщество, команда, результат», Всероссийском слете Экоактивистов, на городском мероприятии «Бал для Победителей», который был проведен для ветеранов Великой Отечественной войны в зале Полководцев в музее Победы, наши волонтеры приняли участие в организации и проведении спортивного мероприятия – спортивный проект всемирно знаменитого чемпиона мира по боксу Роя Джонса младшего в Москве «Путь к абсолютной победе». Наш младший отряд волонтеров принял участие в спортивно-развлекательном городском мероприятии в Лужниках «Гонка универов». Это их первый опыт участия в мероприятии городского масштаба. А двадцать третьего декабря волонтеры Переделкино совершили традиционное праздничное поздравление ветеранов - подопечных городского геронтологического центра города Москвы в районе Ново-Переделкино, сотрудничество с которым длится уже пять лет. А сейчас в школе проходит акция «Встретим Новый год вместе».

Ученики школьного корпуса готовят сувениры, поздравления и новогодние подарки для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально- реабилитационном центре «Берег надежды». Кто, если не мы, сделает этот мир чище, добрее и милосерднее? «Те, кто могут, делают. Те, кто могут сделать больше, – волонтёры» - эти слова принадлежат неизвестному автору, но они точно отражают суть волонтерской деятельности.

Одна из главных задач современной школы не только процесс обучения, но воспитание и формирование социально активной личности. А личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Ученическое самоуправление – это мощный ресурс формирования личности учащегося.

Ярошенко Анна Владимировна,

учитель истории и обществознания ГБПОУ КГТиТ №41