Западный административный округ административный округ

Этнокультурный музей

Преданья старины…

Родина – это всё: и прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное – труд, творческий, созидательный труд во имя своей страны, своего народа.
В.Астафьев

История этнографического музея подразделения «Федосьино» Колледжа №41 насчитывает более двух десятилетий. Трудно переоценить значение таких вот маленьких очагов духовных и материальных ценностей нашего великого государства. Да, существует множество крупных краеведческих музеев, исторических музеев-усадеб, дворцов, квартир. Но, несмотря на их огромную историческую и культурную значимость, они где-то там, далеко. Нужно выбрать время, до них ещё нужно добраться. А здесь всё рядом, всё родное и близкое, действительно в «шаговой доступности». Более того: любой заинтересовавшийся школьник имеет возможность стать соавтором экспозиции, вписать свою страничку в летопись русской национальной бытовой традиции. Главный принцип деятельности музея можно выразить так – музей для детей и руками детей. Школьник выступает здесь не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как его непосредственный создатель.

Кроме воспитательного и образовательного значения для прямых наследников славянской культуры и быта музей участвует и в процессе этнокультурной социализации многонационального состава учеников нашей школы.

Экспозиция поделена на две части - «Русская изба» и «Русские народные промыслы». В первом зале замечательно представлена женская часть жилища, так называемый «бабий кут», женская территория, куда мужчинам вход был заказан. Здесь представлены образцы женского рукоделия, настоящая антикварная прялка, коромысло, корытце, вальки для стирки и глажки, ухваты, чугунная посуда для русской печи и другие предметы повседневного деревенского быта. Любой, ступивший на эти домотканые коврики, ощущает неповторимый уют прошлой жизни. Прикоснувшись к деревянным предметам, сделанным непрофессионально, кривовато, но настоящим, бывшим в употреблении и потому источающим накопленную энергетику прошлой жизни, невольно переносишься на сто, двести лет назад, и это ощущение не покидает гостя музея до окончания экскурсии.

Во втором зале глаза разбегаются от многоцветья витрин. Мягкие игрушки, сшитые детскими руками, плетёные изделия, расписные матрёшки и ложки, роспись под Гжель и Жостово, подносы и праздничные блюда собственного изготовления, берестяные туески и керамика, и многое, многое другое, согретое теплом детских рук.

В завершение обзора хочу обратиться к творчеству замечательного советского писателя Чингиза Айтматова. В одном из своих произведений он описывает «манкуртов», людей насильственно лишённых прошлого. По-русски такой человек называется «Иван, не помнящий родства». Вот для того, чтобы не появлялись в нашем обществе такие Иваны, чтобы наши дети уважали своих предков, гордились историей и заслугами своего народа, любили свою Родину - именно для этого такой музей обязан быть в каждой школе.